FinOps: как построить культуру финансовой ответственности в облаке
  • FinOps
  • 17.04.2024
    17.04.2024
  • 2мин
    2мин

FinOps: как построить культуру финансовой ответственности в облаке

Управление затратами на облачную инфраструктуру, также известное как FinOps, - это практика, которая помогает постоянно оптимизировать и соотносить инвестиции в облако со стратегическими бизнес-инициативами. В этой статье мы расскажем о нескольких эффективных стратегиях, которые используют организации с развитой практикой FinOps для формирования культуры финансовой ответственности в облаке среди команд и направлений бизнеса.

Для многих организаций, работающих в облаке, основной целью является повышение производительности разработчиков, но при этом они не обращают особого внимания на суммы в которые это обходится. Хотя скорость и качество разработки могут быть главными приоритетами, есть способы повысить финансовую ответственность и подотчетность в облаке без ущерба для производительности.

Эффективные стратегии формирования культуры финансовой ответственности в облаке

Аллокация расходов

Под аллокацией расходов понимается распределение расходов, которое используется для централизованного понимания того,  кто сколько тратит. Для осуществления данного принципа на помощь приходит тегирование.

Тегирование - важная практика для организаций, которые хотят внедрить эффективную систему showback и chargeback. Но тегирование эффективно только в том случае, если все придерживаются глобальной политики тегирования, в рамках которой ресурсы (объекты) тегируются одинаковыми ключами и значениями, а также в одинаковом формате.

Ошибки в написании, нестандартные сокращения и нерегулярное использование специальных символов для идентификации ресурсов одного пользователя от другого могут привести к путанице и неправильному анализу и распределению затрат в облаке.    

Ситуация еще больше усложняется, когда некоторые ресурсы у компании просто не тегируются и не содержат никаких опознавательных знаков, чтобы определить что и к чему относится. При этом это может происходить, как из-за того, что сотрудники компании просто забывают тегировать ресурсы, так и из-за того, что у сервиса облачного провайдера просто нет такой функции. Кроме того, стоит отметить и такие ситуации, когда  форматы тегов, используемые в локальной инфраструктуре, не совпадают с форматами поставщика облачных услуг или когда ваш бизнес работает в мультиоблачной среде, где разные поставщики облачных услуг применяют разные правила использования тегов - или применяют одни правила к одним ресурсам и другие правила к другим ресурсам. 

По этим причинам применение глобальной политики тегирования лучше всего автоматизировать. Команды управления облаком могут создавать "политики проверки тегов", чтобы убедиться, что теги применяются последовательно и соответствуют глобальной политике тегирования.  Как правило, такие политики тегирования запрещают создавать ресурс без тега и при создании ресурса политика, настроенная клиентом на стороне провайдера (если провайдер такое позволяет), просто не даст создать ресурс (объект). В случае же обнаружения неправильно написанного тега или несоответствующего значения, автоматизированные решение может предпринять ряд действий в зависимости от того, как оно было настроено. Например:

  • Если у ресурса отсутствует метка "окружающая среда", отправить уведомление по электронной почте, чтобы предупредить владельца ресурса.

  • Если тег ресурса написан как "enviromnent", запустить функцию к примеру, Yandex Cloud Functions (если вы пользуетесь Yandex Cloud) для изменения написания на "environment".

  • Если ресурс помечен тегом "env:prod", а глобальная политика тегирования запрещает использовать сокращения, заменить тег на "environment:production".

В дополнение к применяемым политикам проверки тегов компании могут использовать внешние системы - например, такие как Клаудмастер - которые позволяют настраивать виртуальные тэги (Dimensions/Perspectives/Pools/Срезы), исправляющие почти все ошибки использования тэгов без необходимости внесения изменения в инфраструктуру; дополнительным преимуществом использования таких систем является гибкость в настройки showback, позволяющая использовать для аллокации расходов не только тэги, но и другую информацию о ресурсах.

Showback и chargeback

Многие организации начинают с подхода showback, чтобы показать командам, какой бюджет они используют и какие ресурсы потребляют. Обычно это предполагает отправку или предоставление командам и отделам отчетов с указанием их расходов за определенный период времени.

Когда showback становится более приемлемым, организации могут перейти к chargeback,  то есть, когда командам или центрам затрат не только показывают стоимость использованных ими услуг, но и выставляют счет за них. Когда команды несут прямую финансовую ответственность за свои действия, их поведение быстро меняется.

Наглядность и оповещения

Обеспечение наглядности, например, отображение всех данных по расходам на облачную инфраструктуру с возможностью 100% распределения этих расходов по проектам, департаментам и пользователям, может привести к положительным результатам. 

Также еще  одной эффективной тактикой на пути к изменению поведения среди команд может стать возможность показывать командам, как можно оптимизировать работу и каков будет результат. Например, если показать инженеру, что если он выберет меньший размер виртуальной машины, то сможет сэкономить 50 % затрат компании и при этом получить более чем достаточную производительность для выполнения своей работы, то это поможет скорректировать его поведение при работе с выделенными для него ресурсами. Важно интегрировать такие оповещения о возможной оптимизации и отчеты с данными по инфраструктуре в привычные инструменты, которые уже используются, например Slack, JIRA и их российские аналоги.

Геймификация

Еще один эффективный способ формирования культуры, ориентированной на затраты, - это геймификация оптимизации среди команд или направлений бизнеса. Это можно сделать с помощью обмена пользовательскими отчетами и панелями мониторинга, которые отслеживают, как команды соблюдают бюджет, используют резервирование и т. д.

Часть успешной практики управления финансами в облаке

Независимо от того, решите ли вы применить одну или все эти стратегии для формирования культуры финансовой ответственности в облаке, важно помнить, что все они должны быть частью общей практики управления финансами в облаке.

Для подготовки статьи использовалась информация из источника: https://blogs.vmware.com/management/2021/03/finops-financial-accountability.html 

Секция с модальными окнами сайта