FinOps

Как управлять расходами на облако

06.12.2023
Время чтения ~ 2мин
Cloud Computing Background

С развитием облачных сервисов и их растущей популярностью в ИТ-сфере, компании начинают уделять больше внимания управлению расходами на облачные ресурсы. Согласно отчету Flexera “State of the Cloud” и нашему опыту, подавляющее большинство компаний в настоящее время используют ресурсы в нескольких облачных средах. Так, лишь 4% предпочитают внедрять единственное облачное решение в своей инфраструктуре. Наличие у компаний мультиоблачной инфраструктуры подчеркивает необходимость поиска универсального инструмента, способного предоставить аналитическую информацию о расходах на всех облачных провайдеров. В контексте этого вызова важно рассмотреть какие существуют подходы к управлению облачными расходами. Выбрав оптимальный для себя подход и инструменты управления облачными затратами, компании смогут обеспечить более эффективное использование предоставляемых сервисов. 

3 подхода к управлению облачными расходами 

  1. Использование нативных сервисов и неспециализированных инструментов.  

    В данном случае речь идет об использовании таких инструментов, как Excel, а также нативных сервисов управления расходами, например, AWS Cost Explorer, Microsoft Azure Cost Management + Billing или раздела Биллинга Yandex Cloud. Однако, ограничиваясь этими сервисами, возникают трудности в построении отчетов, охватывающих несколько облачных провайдеров, а также в аллокации затрат по различным бизнес-сущностям. 

  2. No-code / low-code-подход.  

    Этот вариант предполагает использование минимальных усилий для получения данных по расходам на облачные ресурсы у провайдеров. Например, формирование обновляемого отчета по расходам в AWS и его извлечение из S3 bucket. Подобную механику поддерживают и другие облачные провайдеры (например, Яндекс). Отображение информации осуществляется через создание дашбордов и отчетов в BI-системе, такой как Tableau, без необходимости написания кода. 

  3. Разработка собственного решения. 

    Другой подход — это создание собственного FinOps-портала. Такие порталы включают в себя разнообразные отчеты и дашборды для анализа и прогнозирования затрат на ИТ-ресурсы для различных подразделений. Этот подход требует полной автономии, начиная от сбора данных от облачных провайдеров и заканчивая предоставлением отчетов конечным пользователям. 

Преимущества и недостатки подходов 

Разработка собственных решений предполагает наличие ресурсов и готовности двигаться этап за этапом. Этим путем следуют некоторые крупные компании. 

Собственное решение обладает следующими преимуществами: 

  1. Полное распределение расходов на облачные ресурсы между проектами и подразделениями с учетом особенностей компании. 
    Собственный FinOps-портал априори обеспечит точную и детальную аллокацию (распределение) затрат, что является ключевым аспектом для более глубокого понимания расходов. 
  2. Быстрое масштабирование и адаптация решения под потребности компании. 
    Возможность самостоятельно вносить любые изменения в используемое FinOps-решение позволяет оперативно адаптировать инструмент под изменяющиеся требования и масштабировать его в соответствии с ростом компании. 
  3. Оптимизация времени и ресурсов при подготовке данных и анализе расходов. 
    Собственное решение в долгосрочной перспективе обеспечивает низкий ТСО, включая снижение затрат времени и ресурсов, необходимых для подготовки данных и анализа расходов. Стоимость собственного инструмента складывается в основном из R&D расходов, и после завершения основной разработки решение становится практически бесплатным для компании, что является дополнительным элементом долгосрочной экономии и эффективного управления ресурсами компании. 

Важно помнить, что создание собственного решения требует существенных затрат времени и ресурсов. Разработка собственного решения включает в себя тщательный анализ потребностей компании, проектирование и программирование специализированных функций, а также тестирование для обеспечения надежности и эффективности. Этот процесс обычно зависит от сложности системы и требований бизнеса, что может привести к длительным этапам разработки. Более того для успешной реализации собственного решения необходимы высококвалифицированные специалисты, что также увеличивает затраты на персонал.  

Компания должна осознавать, что в результате этого процесса полноценное управление облачными расходами фактически начнется лишь после готовности основной функциональности портала, т. е. спустя несколько месяцев. Отдача от внедрения собственного решения для управления облачными расходами не наступит мгновенно. Компании должны быть готовыми к тому, что эффективные результаты будут достигнуты лишь спустя некоторое время. Такой подход требует терпения и стратегического планирования с целью долгосрочного управления облачными ресурсами. 
 
Инструменты аналитики облачных провайдеров и готовые решения 

Облачные провайдеры предоставляют свои инструменты аналитики, но они зачастую ограничены в возможностях анализа информации о расходах. В то время как готовые сторонние системы управления расходами на облако предоставляют более широкий спектр рекомендаций и инструментов оптимизации, включая мультиоблачную аналитику. Одна из основ управления расходами - доступная аналитика для всех заинтересованных сторон и точная аллокация затрат по бизнес-сущностям. Если не прибегать к тотальному тэгированию ресурсов, такие возможности доступны только в готовых сторонних системах. Таким образом, можно сказать, что использование готового решения — это более простой путь, который после несложного подключения к облачным провадерам, предоставляем моментальный доступ к аналитической информации о расходах на облачные сервисы, включая аллокацию и рекомендации. 

Готовые системы, такие как Инферит Клаудмастер, стремятся обеспечить широкую функциональность, упростить процесс отслеживания и понимания облачных расходов. Несмотря на наличие инструментов у облачных провайдеров, специализированные платформы могут быть рекомендованы при необходимости оперативного внедрения порядка в облачной инфраструктуре и сокращения расходов.